ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

                                                                          

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 9 ноября. /ТАСС/. Повышение температуры воздуха в арктических регионах России повлечет за собой ряд положительных последствий, в том числе возможность увеличить срок эксплуатации Северного морского пути (СМП) на месяц. Такое мнение в пятницу выразил профессор Государственного гидрологического института Олег Анисимов.

«Сейчас продолжительность эксплуатации всего Северного морского пути — в среднем два месяца. По прогнозам, которые основаны по климатическим моделям, к середине века этот срок на месяц увеличится, то есть будет три месяца, что дает огромные новые экономические возможности», — сказал Анисимов на пресс-конференции в Санкт-Петербургском региональном информцентре ТАСС, посвященной итогам работы международного семинара по сценариям развития Арктической зоны России.

По словам профессора, потепление в российской Арктике происходит довольно стремительными темпами. «Среднегодовая скорость роста — 0,4-0,8 градуса за 10 лет. Это очень много, потому что за 100 лет глобально темп увеличился на 0,8 градуса, а у нас в Арктике такой рост температуры происходит всего за 10 лет», — пояснил профессор.

Профессор Университета Джорджа Вашингтона (США) Николай Шикломанов добавил, что даже по самым экстремальным прогнозам, лед из Арктики не исчезнет, такое явление может возникнуть только максимум на неделю. По разным оценкам, это может случиться с 2030-х по 2070-е годы. «Таким образом, судоходство в Арктике будет нуждаться в ледокольном флоте, может быть не таком мощном. <…> По-прежнему климатические условия в Арктике для судоходства останутся сложными, но, естественно, лед будет тоньше», — отметил ученый.

Со своей стороны, Анисимов среди положительных сторон глобального потепления в Арктике также упомянул возможность сокращения отопительного периода. По словам профессора, потепление также позволит увеличить сезон работы речного транспорта. Сейчас в Арктике по реке доставляют около 40% грузов, отметил ученый. «В среднем по крупным арктическим рекам речная навигация сейчас составляет четыре месяца и растет на четыре-пять дней за 10 лет», — рассказал профессор гидрологического института.

Угроза инфраструктуре

Говоря о повышении сезонных температур, Олег Анисимов отметил, что процесс происходит неравномерно и касается в основном осени и весны, из-за чего лед на местных реках вскрывается раньше. Вместе с тем, что это помогает продлить речную навигацию, скорый процесс таяния льда сокращает период использования зимников. «Якутск, где население 300 тыс. человек, снабжается в основном по реке. Моста там нет, и если сокращается период, когда [по замерзшей реке] можно прогнать груженые фуры, которые всем снабжают город, — это большая проблема», — отметил он.

По словам ученого, в Якутии 73% от общей протяженности дорог — зимники или трассы, которые зависят от ледовых переправ. С аналогичными проблемами уже сталкивается и Ненецкий Автономный округ. «В Нарьян-Маре люди, которые не связаны с большой землей говорили, что если зимник раньше вставал в ноябре, то в прошлом году он открылся в середине января. <…> То есть продолжительность его использования гораздо короче, это оказывает огромное влияние на социальную сферу», — пояснил Шикломанов.

09.09.2018 ИТАР-ТАСС Источник

В портах Северного морского пути

Арктический контейнеровоз “Норильский никель”...
Морской пассажирский теплоход ледового класса...
Причалы Мурманского порта
Побережье п-ова Ямал. Вскоре здесь в рамках п...
Погрузочные работы в Архангельском торговом п...
Портовые сооружения Тикси
Вид на морской порт Нарьян-Мар
Вид на Варандей и его порт

Новое