ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

История русских арктических экспедиций берет свое начало в конце XIX века, когда в Российской Империи был создан арктический флот для освоения Северного морского пути. Вице-адмирал Степан Макаров выступил с предложением начать строительство специальных прочных и мощных судов, способных форсировать арктические льды и расчищать путь для остальных кораблей экспедиций, и в 1899 году был построен первый в мире ледокол «Ермак».

 

Русская полярная экспедиция 1900-1902 годов стала первой русской научной экспедицией в Арктику. Путешествие было организовано Императорской Академией наук. Основной целью экспедиции стало исследование части Северного Ледовитого океана к северу от Новосибирских островов и поиск легендарной Земли Санникова. Руководил экспедицией русский геолог и полярный исследователь барон Эдуард Васильевич Толль. В ходе путешествия были изучены морские течения в Карском и Восточно-Сибирском морях, проведены геологические исследования Новосибирских островов.

В XX веке интерес к исследованию Арктического региона значительно возрос, вследствие чего был организован целый ряд научных экспедиций для решения множества практических и научных задач в Арктике. В ходе русских арктических экспедиций, возглавляемых выдающимися исследователями, были совершены крупные географические и геологические открытия в Арктике.

Важную роль в укреплении позиций российского государства в Арктическом регионе сыграли экспедиции Владимира Русанова. В 1909-1911 годах они стали фактом, помешавшим захвату русской территории норвежцами, которые заявили о правах на Северный остров архипелага Новая Земля. Кроме того, на архипелаге были обнаружены многочисленные месторождения каменного угля и мрамора.

С 1910 по 1915 годы в ходе экспедиций на ледокольных судах «Таймыр» и «Вайгач» были проведены гидрографические работы на Северном морском пути, а также картографирование берегов Чукотки. В 1913 году экспедиция открыла Северную Землю, а в 1914-1915 годах с одной зимовкой прошла по Северному морскому пути из Владивостока в Архангельск.

В ходе ряда экспедиций с 1903 по 1914 годы российским ученым-гидрографом Георгием Седовым были проведены исследования устья реки Кара, острова Вайгач, Карского моря, устья реки Колыма и морских подходов к ней. На архипелаге Новая Земля была составлена карта Крестовой Губы.

В 1930-1932 гг. состоялась Советская североземельская экспедиция, в ходе которой впервые был исследован архипелаг Северная Земля и была составлена ее первая карта, в том числе и специальная карта для пользования морскими судами.

В 1932 году под руководством океанолога Николая Зубова состоялась арктическая экспедиция на судне «Н. Книпович», которое впервые в истории обогнуло с севера Землю Франца-Иосифа. А уже в 1937 году советские летчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков на самолете АНТ-25 совершили первый беспосадочный перелет по маршруту Москва - Северный полюс - Америка.

Первая в мире дрейфующая станция «Северный полюс-1» также начала свою работу в 1937 году. Возглавил команду ученых выдающийся исследователь Арктики Иван Папанин. Экспедиция продлилась 247 дней, пройдя более 2000 км.

История покорения Северного полюса продолжилась в 1948 году, с проведением российской высокоширотной экспедиции «Север-2». Экипажи трех самолетов высадились на полюсе 23 апреля и провели первые замеры глубины океана на полюсе (4087 метров). А в 1962 году советская подводная лодка «Ленинский комсомол» совершила всплытие на полюсе. Спустя еще 15 лет, в 1977 году, советский атомоход «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.

В 1979 году состоялась лыжная экспедиция, впервые в истории достигшая Северного полюса без механических средств и собачьих упряжек.

Важнейшее значение имела российская научно-исследовательская экспедиция «Арктика-2007», в ходе которой впервые в истории люди достигли дна в точке географического Северного полюса. Ее целью было, в том числе, доказать, что хребет Ломоносова (в районе которого по некоторым оценкам находится около 25 % мировых запасов углеводородов) является продолжением Сибирской континентальной платформы, что в соответствии с международным морским правом позволяет включить его в состав континентального шельфа РФ.

В настоящее время активную деятельность по изучению Арктического региона в ходе различных проектов осуществляет Русское географическое общество (РГО).

В 2006 году состоялась Первая Арктическая экспедиция Клуба юных полярников РГО на Шпицберген. С тех пор Клуб провел еще две экспедиции на Мотовский залив Баренцева моря, а в 2010 году состоялась вторая арктическая экспедиция на Шпицберген. Как и все предыдущие, она была комплексной, по способу передвижения – пеше-водной. Основным средством передвижения по воде стали надувные моторные лодки. В рамках экспедиции членами РГО в окрестностях российского поселка Баренцбург и законсервированного рудника «Пирамида» проводились эколого-краеведческие наблюдения. Участниками экспедиции составлены технические описания семи туристских маршрутов.

19 июля 2010 года стартовала экспедиция российских полярников на Землю Франца-Иосифа. Основные цели и задачи экспедиции состояли в комплексном исследовании самого крупного и наименее изученного острова архипелага Земля Франца-Иосифа – Земля Георга, поиске следов пребывания и освоения арктических территорий русскими мореплавателями, в частности, следов пропавшей экспедиции Георгия Брусилова на шхуне «Святая Анна».

Наиболее масштабной экспедицией, посвященной 165-летию Русского географического общества, стало путешествие клуба «Приключение» знаменитых путешественников Дмитрия и Матвея Шпаро в 2010 году. Легендарная яхта «Апостол Андрей», совершившая ранее три кругосветных путешествия, под парусом Русского географического общества отправилась к берегам архипелага Новая Земля 4 июля 2010 года, дав старт экспедиции. Цель команды яхты заключалась в том, чтобы в условиях Северного Ледовитого океана обойти сначала Южный остров архипелага, а затем Северный. Яхта прошла по маршрутам экспедиций знаменитых исследователей прошлого. 19 июля 2010 года стартовал второй, сухопутный, маршрут экспедиции. Одна из групп этого этапа отправилась к мысу Депо на Таймыре, где в 1900 году Эдуард Толль, руководитель Русской Полярной экспедиции, заложил знаменитый продуктовый «клад Толля». Вторая группа «Арктики – 2010» отправилась на север Якутии, к устью реки Хара-Улах. Здесь в 1735 году останавливался на зимовку отряд лейтенанта Питера Лассиниуса Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга.

Кроме того, при поддержке Русского географического общества в настоящее время осуществляется ряд научно-исследовательских проектов, к примеру, ежегодный совместный проект Северного (Арктического) федерального университета и Росгидромета «Плавучий университет». В апреле 2012 года президент РФ Владимир Путин, возглавляющий попечительский совет Русского географического общества, вручил проекту грант РГО, и уже через год «Плавучий университет» отправился в свой первый рейс. На сегодняшний день, в ходе ежегодных экспедиций были проведены комплексные исследования на океанографических станциях в Белом и Баренцевом морях.

Март 2017 г.

Источник: http://www.arctic-info.ru/

Новое