Такой вердикт вынесли на заседании Ассоциации полярников Мурманской области проекту межгосударственного соглашения по рыболовству в Арктике
«О предотвращении незаконного нерегулируемого несообщаемого рыбного промысла в районе открытого моря Центральной части Северного Ледовитого океана», - так официально именуется документ, подписи под которым уже нынешней осенью могут поставить представители десяти государств. Россия - тоже участник переговорного процесса. Но в МИДе и Росрыболовстве склонны считать, что в нынешнем виде договор ущемляет национальные интересы. Что можем потерять?
Весомость голоса
- Подписывать соглашение нельзя однозначно. Оно дискриминационное в отношении России, - уверен председатель правления Союза рыбопромышленников Севера Владимир Григорьев. - Помимо приарктических государств туда включили Китай, Японию, Южную Корею, Исландию, Евросоюз. Вы понимаете, что большинства голосов в нынешней геополитической ситуации у нас не будет никогда. В результате мы возьмем на себя обязательство выполнять принимаемые другими решения. Поэтому мы поддерживаем Росрыболовство. Пока у России как у прибрежного государства не будет права вето, подписывать соглашение нельзя.
Поясню, речь идет о проекте соглашения о рыболовстве в Северном Ледовитом океане за пределами национальных двухсотмильных исключительных зон приарктических государств. Это акватория площадью 2,8 миллиона квадратных километров. Пока она скована льдом, и рыболовство там никак не регламентировано. Но, по прогнозам ученых, в ближайшие десятилетия летом там будет открытая вода. Тогда препятствий для добычи водных биоресурсов не будет. И, если рыба в поисках холода мигрирует в эти районы, есть угроза начала грабительского, подрывающего ресурсы, не ограниченного правилами и договорами промысла. Так уже было в середине ХХ века до установления исключительных экономических зон и появления конвенционных районов в других частях Мирового океана.
- Принципиально мы за разработку такого соглашения. Но нужно защитить интересы России, - поддерживает коллегу председатель координационного совета «Севрыба» Вячеслав Зиланов. - Мы считаем, что решения о рыболовстве в арктическом анклаве должны приниматься только на основании консенсуса, или у всех арктических государств должно быть право вето. Разве это тупиковый вариант? Нет, в нем нет ничего необычного. Такая система голосования принята в целом ряде других международных организаций, регулирующих рыболовство.
Рыбные ресурсы
Напомню, если соглашение будет принято в нынешнем виде, то в случае открытия ото льда анклава в центральной части Северного Ледовитого океана право рыбачить там получат пять неарктических государств. Пока точно известно, что там есть сайка (полярная тресочка) и возможны миграции мойвы. Но в случае серьезных климатических изменений считается, что в этот район будут мигрировать другие виды рыб. А взяться им в Арктике неоткуда, кроме как из исключительных экономических зон России, Норвегии, Канады, США и Дании.
- Это рыба, которая просто будет идти вслед за температурными градиентами, - считает генеральный директор ЗАО «Мурмансельдь-2» Юрий Задворный. - Те же треска, палтус, пикша из Норвежского и Баренцева морей, которые пойдут в открытую часть океана и добычу которых сейчас регулирует Смешанная российско-норвежская комиссия.
К этому стоит добавить, что 80 процентов морской границы с анклавом приходится на нашу страну. А значит, преимущественно это будут наши ресурсы. Именно поэтому российские переговорщики по соглашению добиваются особого статуса для государств арктической пятерки, в том числе России.
- Когда мы пошли в Антарктику, все тоже говорили, что там ничего нет, - объясняет Вячеслав Зиланов. - А потом оказалось, что там миллионы тонн криля. Нототению по 350 тысяч тонн молотили. Ледяная рыба, да много чего... Целый колодец открыли рыбный! Так, возможно, будет и здесь. Современные способы лова позволяют тралить на больших глубинах. К тому же доступны будут значительные участки шельфа.
И все же пока рыба центральной Арктики - ресурс потенциальный, который может появиться, а может, нет. Между тем интересы у нас есть куда более близкие.
Права на воды у Шпицбергена Норвегия - одно из государств, договаривающихся о рыболовстве в Центральной части Северного Ледовитого океана. И, по информации Росрыболовства, последний вариант проекта соглашения наши соседи посчитали для себя приемлемым.
- Откровенно скажу, - продолжает Вячеслав Зиланов. - Я считаю, что с помощью этого договора норвежцы стремятся юридически закрепить установленную в одностороннем порядке рыбоохранную зону вокруг Шпицбергена. Наша страна ее не признает. И целый ряд государств пока воздержались от принятия решения.
Как известно, с одной стороны, Шпицберген находится под юрисдикцией Норвегии, с другой - все участники Парижского договора 1920 года имеют право осуществлять экономическую деятельность, в том числе рыболовство, в водах архипелага. Норвегия требует в 200 милях вокруг Шпицбергена соблюдения своих правил рыболовства. Но, по мнению наших дипломатов, это международные воды. А значит, ограничения там должна устанавливать Смешанная российско-норвежская комиссия по рыболовству. Почему это важно для нашей страны? Потому что рыбаки-северяне добывают там около 80 тысяч тонн водных биоресурсов в год. И для них не безразлично, на каких условиях работать у архипелага и кто их будет контролировать.
- Если посмотреть на карту, предложенную американцами, там район над Шпицбергеном уже помечен как исключительная экономическая зона Норвегии, с чем мы не можем согласиться, - дополняет Владимир Григорьев.
Контроль и научные данные
За мерами регулирования (а именно это подразумевает соглашение) обычно следуют меры контроля. Его обычно осуществляет береговая охрана договаривающихся государств.
- Выходя на контроль, мы говорим о том, что в открытой части Северного Ледовитого океана неизбежно появятся вооруженные корабли какой-либо из сторон - США, Канады или той же Норвегии, - уверен Владимир Григорьев.
С одной стороны, применение мер принуждения к стороне, не участвующей в соглашении, будет противоречить Конвенции ООН по морскому праву. Но, важный момент, Соединенные Штаты этот документ не ратифицировали, а значит, не обязаны действовать в соответствии с его положениями.
Кроме того, проект соглашения предусматривает широкую программу научных работ с общим финансированием и обязательным обменом результатами исследований. И здесь счет будет не в нашу пользу. Только две арктические страны - Россия и Норвегия - ведут полномасштабные исследования водных биоресурсов северных морей. Мы вынуждены будем открыть базы данных, не получая, по большому счету, ничего взамен. Кроме того, договор обяжет нас координировать национальные планы исследований в соответствии с решениями других стран. При этом, возможно, придется платить за работы, которые в лучшем случае будут бесполезны для России.
Что делать?
Ассоциация полярников Мурманской области единогласно проголосовала за решение не поддерживать заключение соглашения в том виде, в котором оно обсуждается сейчас.
- Интересы нашей страны, безусловно, отстаивают МИД и Росрыболовство, - поясняет заместитель губернатора области Григорий Стратий. - Мы хотим оказать им содействие. Полагаем, что в первую очередь пять арктических стран должны решать вновь появляющиеся проблемы в Арктике, в том числе и регулировать рыболовство в Центральной части Северного Ледовитого океана. Надеюсь, наша точка зрения, экспертное заключение, которое мы подготовим, будут услышаны и помогут в переговорах.
По предложению заместителя губернатора Евгения Никоры, решение Ассоциации полярников Мурманской области кроме Минсельхоза, Росрыболовства и МИДа будет направлено также в Госкомиссию по развитию Арктики.
- Здесь мы видим комплексную тему, связанную как с перспективами развития Арктики, так и с угрозами. Будет не лишним, если наши аргументы, наша обеспокоенность и там станут предметом обсуждения, - пояснил заместитель губернатора
Илья Владимиров
13 июля 2017 г.
Источник: http://www.mvestnik.ru/