ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

Николай Михайлович Харитонов, председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, кандидат экономических наук

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации подразумевает наличие условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики, а также достаточные ресурсы для создания достойных условий жизни населения.

Арктика и Север России – обширные и важнейшие территории нашей страны. Стратегической целью развития северных территорий является формирование развитой экономики и комфортной среды проживания населения. Для ее достижения необходимо обеспечить опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера России и приравненным к ним местностям.

Неравномерность развития регионов в составе страны и территорий в составе региона – явление объективное и широко распространенное не только в нашей стране, но и во всем мире. Эта неравномерность связана со многими факторами и легко объяснима. Субъекты Российской Федерации значительно различаются между собой по территории, численности населения и социально-экономическим показателям. Их отличает наличие или отсутствие ресурсной и промышленной базы, отдаленность или приближенность к транспортным коридорам, развитость или отсутствие производственной и социальной инфраструктуры и многие другие факторы.

Как следствие экономического неравенства, существует и социальное неравенство регионов. Несмотря на выделяемые федеральным центром дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, являющиеся основным видом финансовой помощи регионам, наблюдаются значительные межрегиональные диспропорции в среднемесячной заработной плате, в величине прожиточного минимума, в других показателях социальной обеспеченности.

В проводимой работе по государственному регулированию регионального развития должны также учитываться проблемы депопуляции, формирования зон естественной убыли населения, растущей концентрации населения в освоенных регионах европейской части и в крупных городах страны. Следует отметить: территориальные диспропорции в заселенности носят устойчивый и долгосрочный характер, что, естественно, должно приниматься во внимание при планировании развития инфраструктуры, в том числе социальной. Это имеет особое значение для развития районов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и других геополитически значимых регионов.

Различия в уровне социально-экономического развития регионов, безусловно, должны учитываться в проводимой государством региональной политике. Необходимы согласованные действия федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления по созданию максимально благоприятных условий для развития экономики.

Следует констатировать, что в последние годы повышению роли и ответственности субъектов Российской Федерации в решении задач социально-экономического развития страны уделяется больше внимания. Предполагается реформирование системы государственного управления социально-экономическими процессами. При этом на первый план выдвигается задача обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации, включая пространственную организацию территории страны и ее регионов.

Вопрос о необходимости выработки единой системы государственного стратегического планирования в Российской Федерации назрел давно, и в последнее время к нему привлечено пристальное внимание органов исполнительной власти, законодателей и экспертного сообщества. И на производстве, и в бизнесе, и в государственном управлении объединение ресурсов и формирование производственных цепей на конкретном предприятии или конкретной территории осуществляется преимущественно в рамках совместно принятых стратегических целей. Тем более что у России в этих вопросах накоплен уникальный опыт, ведь, как утверждают специалисты, первый в мире государственный стратегический план был разработан еще в 1920 году в Советской России, а в бывшем СССР существовало целое министерство под названием Госплан.

К настоящему времени единая система стратегического планирования находится в стадии формирования. Принят ряд документов в области долгосрочного стратегического планирования. На среднесрочную перспективу основные цели, задачи и ключевые направления развития страны, базовые ориентиры, а также конкретные проекты в сферах социально-экономического развития, механизмы их реализации определены в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года. Вопросы регионального развития занимают во всех документах основное место, пронизывая практически все их ключевые разделы.

Вместе с тем следует отметить, что до настоящего времени фактически отсутствует законодательное регулирование единой системы стратегического планирования в Российской Федерации.

Целесообразно, на наш взгляд, создать правовую основу для единой системы стратегического планирования. Следует законодательно закрепить систему и участников правоотношений стратегического планирования, порядок разработки и прохождения необходимых документов, их взаимоувязку. Необходимо определить распределение полномочий между органами власти и органами местного самоуправления в рамках работы над разными типами документов стратегического и территориального планирования.

Программные мероприятия должны быть увязаны с задачами стратегического развития соответствующих отраслей экономики и социальной сферы, а показатели эффективности – стать измеряемыми, отражающими реальный вклад от реализации этих мероприятий в социально-экономическое развитие регионов.

Правительством Российской Федерации в настоящее время разрабатывается проект федерального закона «О государственном стратегическом планировании». Его принятие, по нашему мнению, позволит упорядочить систему стратегического планирования и определить единые типы и стандарты подготовки документов.

Особое значение в системе стратегического планирования социально-экономического развития приобретают также разрабатываемые в соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации стратегии социально-экономического развития федеральных округов и макрорегионов. Они призваны обеспечить эффект от сложения и взаимодополнения природно-ресурсного и производственного потенциалов субъектов Российской Федерации.

Очевидно, что документы, разрабатываемые на региональном уровне, являются определенным ориентиром и должны учитываться при подготовке документов стратегического и территориального планирования муниципальных образований.

Вместе с тем в настоящее время работа по стратегическому планированию на региональном уровне, к сожалению, обладает рядом системных недостатков. Разрабатываемые субъектами Российской Федерации стратегические документы имеют разные периоды реализации, принципы целеполагания, постановки задач и глубину детализации.

Эти документы могут называться как стратегией, так и программой, концепцией и т.д. Их содержание по объему может отличаться от аналогичных документов других регионов в разы. И, что особенно важно, некоторые стратегические документы не в полной мере согласуются с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденными стратегиями развития федеральных округов, федеральными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы. В результате перспективные направления развития отдельных субъектов Российской Федерации оказываются не скоординированными.

Во избежание несбалансированности территориального развития, экономического и социального неравенства регионов и территорий необходима вертикально интегрированная система комплексного стратегического планирования, включающая глобальные федеральные проекты, программы развития регионов и муниципальных образований.

 В России есть яркие примеры успешных самодостаточных регионов, являющихся так называемыми регионами-донорами. Не считая Москвы, Санкт-Петербурга и некоторых промышленно развитых регионов Центральной России, эти регионы расположены в основном в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Но на Севере и дисбалансы в региональном развитии проявляются особенно ярко.

Арктика и Север России – обширные и важнейшие территории нашей страны. Стратегической целью развития северных территорий является формирование развитой экономики и комфортной среды проживания населения. Для ее достижения необходимо обеспечить опережающее по сравнению со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, отнесенных к районам Крайнего Севера России и приравненным к ним местностям.

В последние годы роль Севера в национальном экономическом пространстве существенно возросла, что обусловлено резким увеличением спроса на углеводородное сырье в экономике многих стран мира. Однако это не устранило как общие для всего Севера России, так и свойственные отдельным регионам проблемы, связанные с функционированием экономики в экстремальных природно-климатических условиях и последствиями экономических реформ. На Севере, наряду с «зажиточными» и относительно благополучными регионами, все еще существуют депрессивные, высокодотационные регионы.

Действующую систему государственной поддержки районов Севера можно скорее назвать системой мер точечной поддержки. Она включает в себя государственные программы, федеральные целевые, региональные и отраслевые программы, государственные гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, программы завоза продукции в эти районы, меры государственной поддержки отдельных объектов, хозяйственных комплексов и населенных пунктов. И здесь, может быть в первую очередь, необходимо применить и меры государственной поддержки регионального и территориального развития, и методы стратегического планирования федерального и регионального уровней. Ведь экономика и отдельные производства на Севере в большей степени, чем в других регионах, зависят от государства и проводимой им политики. Такие предприятия находятся в неблагоприятных климатических условиях, удалены от основных путей подвоза сырья и рынков сбыта, что приводит к существенным транспортным расходам, вынуждены платить повышенную цену за привлечение на производство квалифицированных специалистов. Все это приводит к существенному удорожанию продукции, произведенной в этих регионах, и делает такие производства менее конкурентоспособными по сравнению с предприятиями из более благоприятных районов. Без государственного протекционизма многим северным регионам не обойтись.

Целью государственной политики в сфере регионального развития, в том числе развития северных регионов Российской Федерации в долгосрочной перспективе, является создание правовых и экономических условий, позволяющих этим регионам самостоятельное последовательное комплексное развитие. А учитывая значимость северных территорий для экономики всей страны, в первую очередь важно обеспечить их сбалансированное социально-экономическое развитие.

Наряду с региональными существуют и межрегиональные и межтерриториальные мегапроекты, позволяющие, в случае их реализации, дать мощный дополнительный импульс развитию регионам, особенно районам Крайнего Севера и Заполярья.

Отдельная большая тема для приложения усилий законодательной и исполнительной власти страны – это Арктическая зона Российской Федерации. В российскую Арктическую зону входят полностью или частично территории семи субъектов Российской Федерации, земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане, внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф Российской Федерации, в пределах которых наша страна обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом.

Природные ресурсы Арктики, континентального шельфа, являются стратегическим запасом общенационального значения. Здесь расположены крупнейшие нефтегазовые провинции России. Новые возможности открывает разработка газоконденсатных месторождений на шельфе. Но сегодня и другие страны предпринимают активные шаги по расширению своего присутствия в зоне Арктики. При этом наличие нерешенных проблем правового и политического характера обостряют в последнее время борьбу за территории и ресурсы мировой Арктики, повышают значение данного макрорегиона как для нашей страны, так и для мирового сообщества.

С развитием Арктики связано решение долгосрочных задач развития Российского государства, его конкурентоспособности на глобальных рынках. В этой связи представляется целесообразным ускорить разработку и утверждение Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, принять государственную программу по ее экономическому и социальному развитию.

К достоинствам Арктической зоны следует отнести и наличие другого, важнейшего для нашей страны межрегионального проекта – Северного морского пути. Этот национальный трансконтинентальный транспортный коридор способен значительно быстрее связать европейские и дальневосточные порты и территории, значительно оживить деловые связи российских и зарубежных грузоотправителей и грузополучателей.

В последние годы возрастает понимание государством роли и места в национальной экономике Северного морского пути как главной национальной арктической транспортной магистрали, объединяющей региональные транспортные системы Европейского, Сибирского и Дальневосточного Севера. Необходима разработка мер государственной поддержки развития Северного морского пути, комплексная стратегия развития этого перспективного проекта. В Государственную Думу внесен и принят в первом чтении проект федерального закона, предусматривающий комплексное государственное регулирование торгового мореплавания в акватории Северного морского пути.

Резюмируя, следует еще раз подчеркнуть, что эффективная региональная политика как система целей и задач органов государственной власти различных уровней по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, являющаяся составной частью общегосударственной политической, экономической и социальной политики, является весьма важной составляющей в деятельности Государственной Думы и ее профильного комитета. Комитет Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока в составе рабочих групп Министерства регионального развития Российской Федерации участвует в разработке государственных программ, направленных на региональное развитие.

Новое