ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

ТАСС, 28 сентября. Арктическим регионам России необходима помощь федерального центра в развитии транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры во избежание оттока населения, а также в решении застарелых проблем в жилищно-коммунальной отрасли. Такое мнение высказали в пятницу ТАСС представители власти арктических регионов и эксперты.

Ранее премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил, что власти будут уделять особое внимание развитию стратегических регионов, в которых существуют хронические накопленные диспропорции. Среди таких территорий он назвал Крым, Севастополь, Калининградскую область, Арктическую зону, Северный Кавказ и Дальний Восток.

Транспортная доступность

Как отметил врио главы Ненецкого автономного округа Александр Цыбульский, для Арктической зоны в первую очередь важны проекты, связанные с развитием транспортной инфраструктуры.

«Для Ненецкого автономного округа, где полностью отсутствует на сегодня наземное сообщение с другими регионами страны, этот вопрос наиболее актуален. Здесь мы получаем поддержку федерального бюджета на строительство дороги Нарьян-Мар — Усинск, это, пожалуй, самый капиталоемкий проект для нас, он осложнен необходимостью строительства сразу нескольких мостов. В безусловном приоритете развитие портовой инфраструктуры Северного морского пути, в том числе для бункеровки судов, что крайне важно для улучшения экономики перевозки грузов по этой транспортной артерии», — сказал ТАСС Цыбульский.

Председатель Архангельского областного собрания депутатов Екатерина Прокопьева считает, что для арктических регионов важен проект строительства железнодорожной магистрали «Белкомур», которая является уникальным транспортным коридором. Проект магистрали Белое море-Коми-Урал предполагает связать Урал с незамерзающими портами Архангельска, Мурманска и Северной Европы.

На необходимости строительства «Белкомура» настаивает и член совета Общественной палаты РФ, председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам, президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера России Игорь Шпектор. «В обязательном порядке нужно продолжить строительство «Белкомура». Это позволит огромное количество грузов перемещать в сторону архангельского порта и значительное будет удешевление. Что касается вообще всего транспорта, то стоит вопрос о совершенно завышенных ценах на авиаперевозки. Если говорить о Певеке (Чукотка — прим. ТАСС) и Дудинке (Красноярский край — прим. ТАСС), то цены совершенно фантастические», — сказал Шпектор.

Абсурдной, на его взгляд, является нынешняя ситуация, когда зачастую, чтобы попасть из Чукотки, Магадана, Якутска в соседний регион, нужно лететь через Москву. Внутренние авиарейсы и вся транспортная инфраструктура нуждаются в развитии.

Отдельного внимания, по словам Шпектора, заслуживают дороги в арктических регионах, которые, на его взгляд, находятся в безобразном состоянии. «Арктические дороги — это совершенно другое строительство, которое требует замены грунтов, потому что там вечная мерзлота, там дороги более дорогостоящие. Ведь главное в дороге — это не асфальт или бетон, главное — это система дренажей», — сказал он.

Развитие энергетики

Другой важной составляющей развития Арктики является энергообеспечение. Наиболее подходящим источником энергии специалисты называют атомные станции малой мощности. Как рассказал в своем выступлении 27 сентября на арктическом форуме в Мурманске замгендиректора Научно-исследовательского и конструкторского института энерготехники имени Н. А. Доллежаля Александр Пименов, возобновляемые источники энергии в Арктике малоприменимы.

«Все разговоры, что нас спасет солнечная и ветряная энергетика, — политические. Это малонадежная, прерывистая генерация, пока нет накопителей определенного уровня, толку не будет», — сказал он.

Для обеспечения арктических проектов и Северного морского пути (СМП) нужны станции разной мощности. Это станции для локального энергоснабжения местных производств, станции местного уровня мощностью до 100 МВТ и более мощные региональные энергоузлы. «Уже сейчас надо заниматься следующим поколением станций. Это транспортабельные малые станции на газе, которые можно применять широко на всем СМП и в Арктическом регионе», — отметил Пименов.

При этом уже созданы проекты различных атомных станций, которые могут располагаться на земле, под землей и на воде и себестоимость производства энергии на которых уже достаточно приемлема. «Атомная энергетика в Арктике безальтернативна. Основой должен стать опыт создания эксплуатации атомных судов», — сказал представитель Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Владимир Макаров.

По мнению Шпектора, касаемо энергетики нужно исходить не из фантастических цифр, а из экономического обоснования — какая промышленность будет развиваться, какое количество населения. Важно, чтобы Минэнерго вместе с регионами посчитали мощности, которые необходимы для Арктики.

Дорогая «коммуналка»

Еще одна сфера, которая требует пристального внимания федеральных властей — это коммунальная инфраструктура. Например, в Воркуте Республики Коми власти и предприятия тратят колоссальные средства на содержание коммунальной инфраструктуры, которая была рассчитана на 250 тыс. жителей, при том что сейчас в городе проживают порядка 70 тыс. человек.

По мнению мэра Воркуты Игоря Гурьева, помощь федерации помогла бы в решении еще одной проблемы, связанной с уплотнением города, переселением полупустых домов, на содержание которых муниципалитет направляет серьезные средства. «В прошлом году [Воркуте] было выделено 60 млн рублей из регионального бюджета на решение этой задачи, в этом году — 55 млн рублей. Постепенно решаем, но помощь федерального центра не помешала бы. Своих доходов у города меньше миллиарда, а расходов — 3,5 млрд рублей, более 2,5 млрд рублей составляют субсидии из республиканского бюджета», — пояснил мэр Воркуты.

В Мурманской области одной из главных проблем жилищно-коммунальной сферы эксперты называют зависимость от мазута. Из-за неконтролируемого роста цен на топливо теплопроизводящим компаниям требуются субсидии, ежегодно их сумма составляет миллиарды рублей. «Когда строили мазутные котельные, этот вид топлива был фактически отходами, а сейчас его экспортируют, и цены растут», — отмечает губернатор Марина Ковтун.

На реконструкцию системы энергетики региона для перехода на иные виды топлива, по данным губернатора, требуется 130 млрд рублей. Помощь федеральных властей необходима и на выплату субсидий теплоснабжающим компаниям на компенсацию разницы в цене мазута и тарифах на производимую энергию, поскольку региональный бюджет является дефицитным.

Как подчеркнул Шпектор, проблема модернизации коммунальной инфраструктуры актуальная для очень многих арктических регионов, где сети изношены до 70%. Оборудование действующих тепловых станций, водогрейных котельных и физически, и морально устарело.

Расширение территории и стратегия развития

Председатель Архангельского областного собрания депутатов Екатерина Прокопьева считает, что для Архангельской области важно включить в Арктическую зону РФ еще ряд северных территорий региона. «Сегодня в нее (Арктическую зону РФ — прим. ТАСС) входят Приморский, Мезенский, Онежский районы, города Архангельск и Северодвинск, а также архипелаг Новая Земля. Решается вопрос о включении Пинежского и Лешуконского районов. При поддержке федерального центра мы сможем не только повысить благосостояние жителей этих территорий, но и успешно развивать инфраструктуру, включая образование, здравоохранение и культуру, а это будет способствовать созданию рабочих мест, прекращению оттока населения», — сказала ТАСС Прокопьева.

На расширении Арктической зоны также настаивает руководство Республики Коми, предложив включить в нее городские округа Инта, Усинск и Усть-Цилемский район. Это позволить привлечь частные и федеральные средства на развитие инфраструктуры.

Как считает эксперт информационного проекта «Новый мир Арктики» Северо-Восточного федерального университета, кандидат географических наук Вадим Кузин, еще одним направлением внимания федеральных властей является создание стратегических макрорегионов, в том числе арктических.

«Что касается Якутии, необходимость ее стратегического развития обусловлена логикой развития Арктики и Дальнего Востока одновременно, а также сохраняющимся высоким значением ресурсного фактора, как разрабатываемых ресурсов, так и запасов. Добавляется экологический фактор и фактор геополитической безопасности, вопросы изменяющегося климата, ведь Арктика — регион с наиболее быстро меняющимся климатом», — отметил эксперт.

29.09.2018 ИТАР-ТАСС Источник

Новое