ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

Запуск завода по производству сжиженного природного газа «Ямал СПГ» кратно увеличит объем грузоперевозок по Северному морскому пути (СМП) и даст мощный толчок экономическому развитию российской Арктики в целом. С таким заявлением выступил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на заседании Госкомиссии по развитию Арктики, проходящем сегодня в ямальском поселке Сабетта, передает ТАСС

 

По словам Рогозина, строительство СПГ-завода на Ямале уже обеспечило в 2016-м рекордный грузооборот по Севморпути – 7,3 млн тонн. А дальнейшее расширение этого производства позволит нарастить этот показатель в несколько раз.

“Если пойдет такими темпами, а оснований пессимистично думать пока у нас нет, то действительно, это создаст из СМП крайне привлекательный и очень конкурентный маршрут. А если потом мы его наполним промышленными товарами, промышленными грузами индустриального Урала, Сибири, тогда это будет работать”, – отметил вице-премьер.

Выступавший следом губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин уточнил, что грузопоток по СМП может возрасти десятикратно. Правда, для этого недостаточно одного «Ямала СПГ» – потребуется реализовать еще несколько крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой отрасли.

«Мы уже разогрели Северный морской путь. Заводы “Ямал СПГ” и будущий “Арктик СПГ” на полуострове Гыдан, а также транспортировка нефти месторождений, прилегающих к акватории Обской Губы, позволят довести грузопоток по СМП до свыше 70 млн тонн в год. И это не предел: важно при развитии транспортной инфраструктуры синхронизировать работу на всех участках», – подчеркнул Кобылкин.

Завод «Ямал СПГ» будет работать на базе Южно-Тамбейского месторождения. Его доказанные и вероятные запасы газа по стандартам PRMS составляют 926 млрд кубометров. Строительство предприятия осуществляется тремя очередями с запуском в 2017, 2018 и 2019 годах. При выходе на полную мощность завод будет ежегодно производить около 16,5 млн тонн СПГ и до 1,2 млн тонн стабилизированного газового конденсата. Проект совместно реализуют крупнейший в России независимый добытчик газа НОВАТЭК (50,1%), французский концерн Total (20%), китайские CNPC (20%) и Фонд Шелкового пути (9,9%).

Продукция завода будет поставляться на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Уже законтрактовано свыше 90% будущих объемов производства на «Ямале СПГ». В рамках проекта создана необходимая транспортная и социальная инфраструктура. В Сабетте построены аэропорт и морская гавань.

Морской Порт Сабетта станет одной из важнейших опорных точек СМП – кратчайшего маршрута, соединяющего Европу и Азию. Грузы сюда доставляются круглогодично, в зимнее время используется ледокольная проводка. Для доставки продукции завода «Ямал СПГ» специально построен первый из 15 танкеров высшего ледового класса Arc7.

Частный бизнес должен помочь строить ледоколы

Развитию ледокольного флота Рогозин уделил в своем выступлении особое внимание. По его мнению, в условиях ограниченности бюджета новые ледоколы необходимо строить путем кооперации государства и частного бизнеса. На заседании арктической госкомиссии вице-премьер предложил продумать возможные варианты сотрудничества.

Проблема строительства новых ледоколов довольно серьезная. В прямой зависимости от наличия новых судов находится успех арктических нефтегазовых проектов, в том числе и «Ямала СПГ».

«Судя по тому, что грузы и углеводороды планируется возить не столько по западному, а именно по восточному маршруту (а он у нас является наиболее сложным с точки зрения ледокольных проводок), то нам необходимо принимать решение, чтобы запускать проект по атомному ледоколу “Лидер“, – подчеркнул Рогозин. – По ширине ледовой проводки и по толщине льда – это единственная для нас будет стопроцентная гарантия справиться с задачей всепогодной ледовой навигации”.

Сейчас Объединенная судостроительная корпорация строит на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге три новых атомных ледокола ЛК-60. Мощность каждого такого судна составит 60 МВт. «Лидер» должен быть вдвое мощнее.

ЯНАО станет центром развития российской Арктики

Кроме того, вице-премьер напомнил о работе над новой редакцией государственной программы “О социально-экономическом развитии Арктической зоны”. В частности, там будут прописаны механизмы создания так называемых опорных зон для реализации инвестиционных проектов в комплексе. Одной из главных «опорных зон», по мнению Рогозина, может стать ЯНАО.

Вице-премьер подчеркнул, что в этом регионе добывается 80% от общего объема газа в стране. Извлекаемый объем нефти и газового конденсата составляет 52,5 млн тонн, или 9,6% от суммарных нефтяных запасов в России. На Ямале уже построена самая северная железная дорога Обская — Бованенково, функционируют два новых аэропорта, есть новый морской порт Сабетта, создаются объекты энергогенерации. На территории округа реализуется крупный железнодорожный проект – «Северный широтный ход», который позволит удвоить суммарный грузооборот транспортной инфраструктуры региона, а также начать добычу на месторождениях, считавшихся ранее недоступными.

“Такое серьезное развитие – это следствие реализации на территории округа ряда крупных проектов, – отметил Рогозин. – Если сложить весь огромный ресурсный потенциал, которым обладает округ, с перспективами развития транспортной инфраструктуры, все это вместе может сформировать одну из ключевых опорных зон развития российской Арктики”.

15 июня 2017 г.

Источник: https://teknoblog.ru/

Новое