ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

                                                                          

Освоение шельфа зависит от решения экологических проблем и рентабельности добычи.
В Арктике за последние годы удалось выявить более ста участков, потенциально богатых углеводородами. Такого комплексного изучения недр в этом регионе не проводили последние двадцать лет. В то же время вопрос о целесообразности разработки Арктического шельфа России в современных условиях все равно не исчезает с повестки дня.

Если взять зарубежных коллег, а часть Арктического бассейна принадлежит и государствам Евросоюза, то у них, например, совсем недавно была принята даже соответствующая резолюция Европарламента. Депутаты Старого Света считают, что "изменение климата приносит новые вызовы в области окружающей среды и безопасности в Арктике, так как таяние льда открывает новые маршруты навигации и рыболовства, а конкуренция за природные ресурсы региона растет". И поэтому, уверены они, необходимо внедрить комплекс мер "по защите уязвимой экосистемы Арктики, запрещению бурения нефти в ледяных водах Арктики Евросоюза и Европейской экономической зоны".

На II Международной конференции "Арктика-2017: шельфовые проекты и устойчивое развитие региона" Геннадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников РФ, в частности, прямо заявил, что спешить не надо. "Надо заниматься созданием испытательных полигонов, отрабатывать оборудование. Только в том случае, если его надежность будет 99,9 и еще пять девятых после этого, тогда можно выходить на арктический шельф. До этого мы иначе можем погубить всю планету", - считает эксперт.

Это действительно так, соглашается с ним ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. Но, дополняет он, есть и еще одна сторона этой медали. Касающаяся, вполне возможно, истинных причин заботы Евросоюза об экологии арктического региона. "Когда Россия делила шельф Баренцева моря с Норвегией, то в Европе рассчитывали, что на своей территории найдут гигантские залежи нефти и газа, что на долгие годы снизит зависимость ЕС от России. Но не нашли. И вполне возможно, что решение Европарламента связано с желанием сделать хорошую мину при плохой игре - раз бурить нечего, то можно сказать, что бурить и не надо, но не по причине отсутствия ископаемых, а ввиду более благородной цели - сохранения окружающей среды".

Так или иначе, но пока правительство РФ считает, что уже выданных лицензий на разработку месторождений на шельфе вполне достаточно. Глава Минприроды России Сергей Донской во время своей рабочей поездки в Мурманск в августе 2017 года объявил, что руководство не намерено отменять мораторий на выдачу лицензий на разработку месторождений шельфа. Тем более что, по его словам, уже выдано огромное количество лицензий с большим объемом обязанностей. Кроме того, по утверждению главы минприроды, мораторий не отменяется, в том числе и потому, что пока на рынке не сложилась устойчивая ситуация, из-за чего нет нового спроса на лицензии.

По сути, на российской части арктического шельфа сегодня полноценно функционирует только одно месторождение - "Приразломное", разработку которого ведет "Газпром нефть". В конце ноября прошлого года на нем добыли трехмиллионную тонну нефти. ExxonMobil, которая имела договоренность с "Роснефтью" о разработке месторождения "Победа" на шельфе Арктики, в итоге не смогла принять участие в проекте по освоению этого месторождения в Карском море - по оценке экспертов, даже при цене нефти более 100 долларов за баррель добыча была бы нерентабельной.

При этом "Газпром" и "Роснефть" потеряли интерес к спорному Мурманскому газовому месторождению в Баренцевом море из-за нерентабельности участка, запасы которого оцениваются в 121 миллиард кубов газа.

На сегодня арктический российский шельф, действительно, может похвастаться только одним полноценно работающим месторождением, это "Приразломное", констатирует директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. И сразу подчеркивает, что оно осваивалось тогда, когда цена нефти была другая, капитальные затраты были меньше, чем сейчас.

"Лицензий на освоение - да, куплено достаточно много, и в любом случае любая лицензия получается для добычи нефти. Но поначалу, конечно, самый главный смысл в геологоразведке, разработке технологий, вопрос в том - готовы ли мы предъявить что-то собственное, так как на шельф распространяются санкции с точки зрения использования иностранного оборудования", - считает эксперт. При этом, уверен он, как потенциальная кладовая Арктика, конечно, необходима.

Но есть и другой вопрос, не менее важный, насколько велика будет потребность человечества в нефти на горизонте ближайших десятилетий?

"Мы видим сейчас, насколько быстрыми темпами развивается технический прогресс, связанный с транспортом, например, с альтернативной энергетикой. И нужно ли будет столько нефти - в том числе и с Арктического шельфа - большой вопрос, на который сейчас нет однозначного ответа", - резюмирует эксперт.

Кстати

На Таймыре могут разместить более десяти ветровых станций для производства электроэнергии. Как рассказал ТАСС член Комитета Госдумы по энергетике Виктор Зубарев, небольшие альтернативные энергоисточники могут и появиться также на площадках исследования месторождений и их разработки - угля, нефти или драгоценных металлов. О более крупных же проектах можно будет говорить после 2020 года, когда наберут ход программы импортозамещения в солнечной и ветровой энергетике и у инвесторов появятся средства на строительство станций.

Октябрь 2017 г.

Источник: https://rg.ru/2017/10/03/arkticheskie-strany-obsudili-problemy-ekologii-pri-razrabotke-shelfa.html

 

Новое