ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

За опытом организации предшкольной подготовки маленьких тундровичков к Ямалу обращаются соседи по Арктической зоне. Разработки наших педагогов интересуют и зарубежных партнеров. Чем же так привлекает кочевая школа?

 ЛОВИСЬ,  РЫБКА,  ПО  ПРАВИЛАМ

Как учат дошколят, эксперты недавно увидели в Пуровской тундре. Они приехали в рамках проекта «Дети Арктики. Дошкольное образование», в реализации которого Ямал выступает пилотной площадкой.

На стойбище Чебачье специалисты посетили группы с пятичасовым режимом работы. Кушают и отдыхают дети дома, так что обустраивать спальни и кухонные блоки не требуется. Время, проведенное с воспитателем, наполнено развивающими и дидактическими играми, знакомством с русским языком и общением на родном.

В сезонной кочевой школе на стойбище Медвежья гора гости увидели, как ученики из харампурской школы-интерната стараются не отстать от деревенских сверстников. Занятия идут по всем правилам, с ответами у доски. При этом педагоги охватывают не только обязательный курс, но и учитывают особенности обычаев и традиций коренного населения. На фрагменте урока ребята рассказывали о народных приметах лесных ненцев, с легкостью перечисляли дикоросы, сбором которых занимаются их родители.

В самой школе-интернате экспертам провели экскурсию сразу на русском, ненецком и английском языках, научили шить поделки из сукна и кожи. Еще один урок посвятили рыбалке: после теории взрослых пригласили на берег попрактиковаться в ловле щук и окуней. Как пояснили педагоги, в школе-интернате проводятся разнообразные занятия из цикла этнопедагогики. После школы такие знания позволяют ребятам найти себе дело в национальных общинах.

 НУЛЕВЫЕ  КЛАССЫ  ЗАКРЫЛИ   –  И  ВЫИГРАЛИ

Всеми наработками ямальцы делятся с большой охотой, ведь когда в 2011 году кочевое образование организовывали на Ямале, очень пригодился опыт соседней Республики Саха (Якутия). Там в отдаленных улусах уже работали кочевые школы для учащихся начального и среднего звена. Они имеют статус юридического лица, и такой пример был интересен, отметил начальник отдела регионального развития образования Григорий Лымар.

Впрочем, в нашем регионе решили идти по собственному пути, отдав приоритет предшкольной подготовке, а также сезонным занятиям для учеников с первого по четвертый классы. Выбор был более чем предусмотрительным: новый закон об образовании, вступивший в силу в 2013 году, сделал дошкольное образование частью общего, а значит – обязательным.

Нулевые классы в школах-интернатах, где шестилеток готовили к предстоящей учебе, закрыли.

Нагрузка в таком возрасте была слишком велика: малыши с трудом привыкали к жизни вдали от родителей, иной языковой среде, культуре быта, непривычной еде в столовых. Новая возможность – подготовиться к первому классу, не покидая родителей и стойбища, – стала отличным способом адаптировать детей к предстоящим переменам в щадящем режиме. 

Педагоги сразу заметили результат: юные кочевники стали быстрее осваиваться на новом месте и лучше учиться.

Еще один плюс регионального проекта – вполне адекватные стартовые вложения. Педагоги «приписаны» к детским садам поселений, а в их зарплате учтен повышенный коэффициент из фонда надбавок и доплат.

 СОСЕДИ  ЗАКАЗАЛИ  ВТОРОЙ  ДЕСАНТ

Теперь уже якуты интересуются ямальским опытом подготовки детей кочевников к школе. Во время поездки по стойбищам убедились: больших усилий подобная организация учебного процесса не требует.

Кстати, помогли региональные разработки и соседям из Ненецкого автономного округа. Там нынешним летом работала первая кочевая группа, воспитателями в ней стали студенты социально-гуманитарного колледжа. Жителям стойбища идея очень понравилась, попросили открыть группу следующим летом.

Общаясь с коллегами, Григорий Лымар напомнил, что масса полезной информации по организации кочевых дошкольных групп размещена в свободном доступе. Специалисты департамента всегда рады поделиться нормативно-правовой документацией и показать, как работает региональный проект в условиях кочевья.

В итоге эксперты оценили кочевое образование на отлично. 

Интерес к такой форме образовательной услуги обусловлен борьбой за сохранение родных языков коренных малочисленных народов Севера и их традиционного образа жизни.

Комментарии 

ЯКУТАМ ПРИГЛЯНУЛАСЬ ДОШКОЛЬНАЯ «ФИШКА»

Елена Иванова, заместитель министра по устойчивому развитию коренных малочисленных народов, Республика Саха (Якутия):

– Международный проект «Дети Арктики. Дошкольное образование» позволяет изучать опыт других регионов Российской Федерации. Кочевые детские сады – уникальная ямальская «фишка». Мы бы хотели этот опыт перенять и внедрить в Якутии. Кочевое образование в Якутии ведется с начала 90-х годов: школы есть, а детские сады не реализовывались. Ямальцы богаты на масштабные идеи, у вас очень хорошие инициативы.

 ЧУМОВЫЕ УРОКИ С ОТЛИЧНЫМ КРУГОЗОРОМ

Наталья Медина, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета:

– Была приятно удивлена: ваша модель кочевого образования построена на гуманистических принципах, всё сделано в пользу подрастающего поколения. Это особенно важно, поскольку на повестке дня – сохранение уникальных особенностей малочисленных народов.

Мы увидели, как работают разнообразные практики. Например, привлечение детей некоренных народностей к изучению традиций и культуры исконных жителей тундры – это великолепная площадка этнопарка «Аркториум» в Новом Уренгое. Видели заинтересованных родителей, чьи дети готовятся к школе и учатся в ней прямо в чуме. Общались с малышами, у них отличный кругозор, они всесторонне развиты, а педагоги отличаются доброжелательностью и профессионализмом. Это всё отмечено в экспертной оценке.

Итоги 

УСПЕХИ КОЧЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВДОХНОВИЛИ КАНАДЦЕВ

Впечатлениями от поездки по Ямалу экспертная группа поделилась в Финляндии. И тут же нашла последователей.

Доклад представили на заседании рабочей группы по устойчивому развитию при Арктическом совете. Удачный опыт ямальцев предложили транслировать на других территориях. По итогам обсуждения стать партнером проекта «Дети Арктики» выразила желание Канада, еще ранее интерес проявили Финляндия и Норвегия.

В нашей стране это первый проект в сфере образования для детей коренных народов Арктической зоны, который Россия реализует с момента вступления в международную организацию в 1996 году. Он реализуется под эгидой Федерального агентства по делам национальностей в пяти субъектах: Ямало-Ненецком автономном округе, Югре, Якутии, Республике Коми и в Архангельской области.

Основные задачи – анализ лучших образовательных практик, разработка образовательной программы и методических материалов для учителей кочевых школ. Вся информация появится на одноименном международном интернет-ресурсе, сообщает Федеральное агентство по делам национальностей РФ.

Октябрь 2017 г.

Источник: https://ks-yanao.ru/obrazovanie/deti-arktiki-po-yamalski-zaklyuchenie-ekspertov.html

Новое