ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

                                                                                                                

Новость о победе «Царь-птицы» на Московском кинофестивале, скорее всего, удивила непросвещенных зрителей. В Якутии снимают кино? Для большинства жителей России сама Якутия — величина неизвестная, как вся Россия для европейцев — далекая холодная страна на Востоке, где редкое население разбросано по бескрайнему ландшафту.

Однако в этом году «Золотой святой Георгий» Московского кинофестиваля отправился именно в Якутск. Международное жюри единогласно присудило главный приз режиссеру Эдуарду Новикову, чей фильм «Царь-птица» — притча о людях и богах. О том, как жили-были старик со старухой а в заснеженной тайге. Одинокие пожилые люди собирались тихо отпраздновать Рождество, как вдруг с неба спустился орел и занял место в их доме, в красном углу, рядом с иконами. 

Режиссер Эдуард Новиков:
Орёл —очень важный образ якутской мифологии, потому что он символизирует солнце и приход весны. Когда в Якутии наступает весна, первыми прилетают орлы. Люди видят их и говорят: «эту зиму мы пережили». Осенью орлы улетают, но героиня фильма, орлица по имени Тумара — остается с людьми. И с этого момента для них начинается время испытаний.
Фильм «Царь-птица» снят по рассказу якутского писателя Василия Яковлева «Со мною состарившаяся лиственница», действие которого происходит в 1930 году. Но в фильме мы не видим практически никаких примет советской эпохи: герои живут как будто вне времени, их мир ограничен домом, за порогом которого начинается бесконечный лес. Мне показалось, что в рассказе очень точно передано мироощущение наших предков, в первую очередь — их наивность и чистота. Старик испытывает чувство вины из-за того, что в юности разорил орлиное гнездо. Он вспоминает об этом благодаря шаману, и сквозной темой фильма становится покаяние.
Это личное чувство вины, присущее каждому, кто родился в советское время и пережил давление идеологии. Помню, как наступил 1991 год, и всё это исчезло, а взамен возникла какая-то пустота, которую люди стараются заполнить православием и традиционными верованиями. Мы хотели рассказать нашу историю очень простым киноязыком, понятным широкому зрителю. 

Размышляя о феномене якутского кинематографа, критик Антон Долин насчитывает десять причин его успеха, среди которых важнейшей является связь со зрителем: «Ни одна картина не снимается для Путина, Минкульта, Канн, Оскара, продюсера или себя любимого. Только для публики».

Кинобум в Якутии — это реальность. Каждый год на экраны республики выходят детективы, фильмы ужасов, исторические картины и произведения артхаусного кино. Некоторые из них становятся национальными блокбастерами. За последние годы «Сахавуд» (так называют в Якутии национальное кино) выпустил ряд интересных картин разных жанров. Фильм-нуар «Мой убийца» вышел в широкий российский прокат в 2016 г. и получил народное признание от рецензентов сайта Кинопоиск:
“Здесь нет никакой провинциальности, вялого изложения или неуверенных кино-приемов”.
“Я увидел новую, потаенную Россию, которая меня восхитила.“
“Если такими темпами идти дальше, через какие-нибудь десять лет якутские фильмы будут на голову выше московских. И это не шутка!”
 

Cамым кассовым якутским фильмом 2017 года стала мелодрама о начинающей певице «Кэрэл. Невидимая красота», заработавшая в местном прокате 10,5 миллионов рублей. 

Режиссер Эдуард Новиков:
Бюжет «Царь-птицы» тоже был весьма скромным, порядка трех миллионов рублей, но это хороший бюджет. У нас в Якутии все так снимают. Десять лет назад местные режиссеры ухитрялись делать фильмы за 100-150 тысяч, и все равно получалось неплохо.
Раньше Министерство культуры республики охотно давало деньги на хорошие проекты, но в этом году все урезано в связи с кризисом. Поэтому главная поддержка — это якутские зрители, которые ходят на наши фильмы. Рынок сбыта местной кинопродукции небогат — три кинотеатра в столице республики и некоторое количество кинозалов в районных центрах (улусах), которые далеки от технического совершенства. Но это даже своего рода плюс — производителям фильмов не нужно тратиться на качественный саундтрек, который все равно не прозвучит в суровых условиях якутского кинопроката. 

Именно поэтому развитие киносети в районных центрах стало важным пунктом республиканской программы «Создание условий для духовно-культурного развития народов Якутии на 2012–19 годы». 

Ирина Энгелис, руководитель отдела развития профессионального искусства и кино Министерства культуры и духовного развития РС:
Ежегодно выделялось пять миллионов рублей на развитие и укрепление национального кинопроизводства. В этом году финансирование сокращено, но мы подали заявку в республиканский Минфин и надеемся на поддержку после успеха «Царь-птицы» на Московском кинофестивале.
В Якутии, в отличие от других субъектов РФ, существует государственная кинокомпания «Сахафильм», основанная в 1992 г., которая финансируется из республиканского бюджета. Когда в стране закрывались не только киностудии, но и промышленные предприятия, кинематографисты инициировали создание государственной кинокомпании, а Минкультуры и президент республики поддержали эту инициативу.

В Министерстве культуры Республики Саха верят в светлое будущее «Сахавуда». Денег нет, но якутское кино в тренде. В интернете можно найти списки Якутских фильмов, которые стоит посмотреть. У этого кино существуют свои поклонники за пределами республики. А теперь, после вердикта Московского кинофестиваля, их круг наверняка расширится.

Май 11, 2018 «Сибирь.Реалии». Полный текст статьи можно прочитать здесь.

 

Новое