ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

Транспортная инфраструктура российской Арктики находится в фокусе внимания экономистов всего мира. Ситуацию комментирует ответственный секретарь научно-экспертного совета Государственной комиссии по развитию Арктики, директор Государственного океанографический институт имени Н. Н. Зубова Юрий СЫЧЁВ.

 

Альтернативная  магистраль — выигрыш во времени

Транспортная система Арктики интересна, прежде всего, как транзитный путь. Минувший 2016 год был самым теплым за всю историю наблюдений на Земле. Ледовый покров был исключительно мал.

— Поскольку процесс потепления и уменьшение площади ледового покрова в Арктике наблюдается на Земле в течение последних 20 лет, то можно говорить о предстоящей интенсификации использования Севморпути, в частности, его использования как пути из Европы, и, прежде всего, Северной Европы в Юго-Восточную Азию. Выигрыш по срокам перевозки уже сейчас составляет порядка 10 дней, — уверен Юрий Сычёв.

Когда территория российских морей большую часть года находилась подо льдом, перевозки были экономически невыгодны. Но сейчас в связи с таянием льда они становятся целесообразными. Основные перевозчики пристально следят за этим процессом, чтобы вовремя подключиться и создать альтернативу Суэцкому каналу.

Предполагается, что развивающаяся транспортная система будет включать в себя как минимум один хаб — в Петропавловске-Камчатском. Если рассматривать путь из Юго-Восточной Азии в Северную Европу, то выглядеть это будет примерно так: до Петропавловска-Камчатского грузы будут доставляться обычными судами и там концентрироваться. После этого товар будет перегружаться на суда ледового класса, которые значительно дороже в эксплуатации и которые нет смысла фрахтовать вне Арктики, и довольно быстро доставляться в пункт назначения через Арктическую зону, считает эксперт.

Основной транзит — товары, главным образом, контейнеры, также сжиженный газ, продукты нефтепереработки. Навалочные грузы в гораздо меньшей степени. Кроме того, актуально перевозить рыбу и грузы, для которых срок перевозки может быть критичным параметром.

— Уверен, что участники Международного форума «Арктика — территория диалога» найдут, что рассказать об актуальности транзитных перевозок в российской Арктике. Ожидается, что участие в дискуссии примут также и судостроители: суда арктического класса в Европе строятся в основном в Финляндии, а в Юго-Восточной Азии — это Корея, Сингапур и Китай. Это суда усиленного ледового класса — Arc-5-Arc-7, — говорит Юрий Сычёв.

 

Внутренние перевозки — экономический стимул Арктики

Вторая важная часть перевозок в Арктической зоне — внутрироссийские перевозки, представляющие собой целый комплекс перевозочных систем — морской, авиационной и железнодорожной. Железнодорожная составляющая предполагает введение новых магистралей (Северный широтный ход, Белкомур и другие). Белкомур — возможность ежегодно перевозить 150 миллионов тонн пермских калийных удобрений и поставлять их на международные рынки.

Развитию транспортной инфраструктуры Арктики, по мнению эксперта, будет способствовать перевозка сырья, добытого непосредственно в Арктике. Таяние ледового покрова открывает возможности добычи полезных ископаемых на арктическом шельфе. Это потребует серьезной подготовки и больших капиталовложений. Потребуются суда, технологически совершенного иного уровня, и новый порт, который сможет обеспечить такую морскую деятельность и ледовую защиту.

В ближайшее время заработает предприятие Ямал СПГ, которое обеспечит дополнительные 16 млн тонн грузопотока по Севморпути, дальше Новопортовское месторождение добавит еще 8 млн тонн, и другие — месторождение в районе Печоры, Ямал СПГ-2 и т.д. Большое количество углеводородов будет перевозиться по Севморпути. Это создаст необходимый грузопоток.

— Наши внутренние перевозки тоже станут развиваться, и это в интересах регионов, в интересах развития экономики страны в целом, в том числе и в наших военных интересах. Всё вместе создаёт предпосылки для развития Арктической зоны России, и это и есть та стратегическая задача, которую нам предстоит решить в ближайшие годы, — резюмирует Юрий Сычёв.

23 марта 2017 г.

Источник: https://region29.ru/

В портах Северного морского пути

Арктический контейнеровоз “Норильский никель”...
Морской пассажирский теплоход ледового класса...
Причалы Мурманского порта
Побережье п-ова Ямал. Вскоре здесь в рамках п...
Погрузочные работы в Архангельском торговом п...
Портовые сооружения Тикси
Вид на морской порт Нарьян-Мар
Вид на Варандей и его порт

Новое