ПРОЕКТ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ ПОДДЕРЖКЕ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПРОБЛЕМАМ СЕВЕРА И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА.

 

Сотрудничество с Россией дает огромные преимущества КНР в освоении арктической зоны

Освоение Арктики продолжает неуклонно набирать обороты. Сейчас помимо тех стран, которые имеют непосредственный выход к Северному Ледовитому океану, регионом заинтересовались и некоторые сторонние государства, в том числе и Китай. Американская пресса с тревогой, а китайские СМИ с восторгом сообщают о зарождении сотрудничества КНР и РФ в вопросах освоения Арктики. Близится к завершению создание совместного профильного исследовательского центра, а недавно китайская парусная яхта-тримаран "Циндао" со смешанным экипажем прошла из российского Мурманска до восточно-китайского порта Циндао, установив мировой рекорд прохождения Севморпути под парусом. Особо отмечается, что часть пути парусник прошёл близ вод, омывающих американский штат Аляска. Так был заложен фундамент российско-китайского совместного освоения арктической зоны.

Российский Дальневосточный федеральный университет и китайский Харбинский университет промышленности создают совместный научно-исследовательский центр, который займётся изучением вопросов, связанных с развитием промышленности и объектов инфраструктуры в арктической зоне. Соответственно, первостепенное внимание будет уделяться воздействию экстремально низких температур на работу различных механизмов и оборудования. Россия уже имеет достаточно большой опыт в этой области, что в сочетании с развитой производственной базой КНР позволит добиться обеим странам немалой выгоды.

Как отмечают представители Харбинского университета промышленности, Китай не является арктической страной, однако наработки, полученные в ходе сотрудничества с российским Дальневосточным федеральным университетом, могут быть использованы Поднебесной и для некоторых собственных нужд. Так, Китай приступает к добыче углеводородов на шельфе Бохайского залива, который замерзает зимой, поэтому изучение эксплуатации буровых платформ, работающих во льдах, представляет для китайской стороны значительный интерес. Совместный научный центр станет площадкой, где КНР и РФ смогут обмениваться технологиями, работающими в арктических условиях. Для проверки технологических решений на практике в ближайшем будущем специалисты двух стран снарядят экспедицию в акваторию Восточно-Сибирского и Чукотского морей, в которой от Китая будет задействован крупнейший ледокол этой страны "Сюэлун" ("Снежный дракон").

КНР направляет экспедиции в Арктику уже в течение последних трёх лет, однако в их рамках практически не осуществлялось сотрудничество с российской стороной, и ранее китайские полярники работали преимущественно в нейтральных водах Северного Ледовитого океана близ Северного полюса.

Начавшееся партнёрство с Россией позволит интенсифицировать работы и расширить географию проведения изысканий. Кроме того, РФ заинтересована в предоставлении через Севморпуть транспортного коридора для китайских грузовых судов, следующих из Шанхая в немецкий Гамбург. Китаю такое сотрудничество выгодно в контексте всеобъемлющего стратегического партнёрства между двумя странами, а кроме того, из всех пяти государств, имеющих доступ к акватории Северного Ледовитого океана, у России - длиннейшая береговая линия, что даёт Пекину и максимально широкий доступ в Арктику. 

С ухудшением отношений между РФ и Западом высшие российские должностные лица, такие как вице-премьеры и министр иностранных дел, неоднократно приветствовали присоединение Китая к совместному освоению Севера. Для КНР, помимо транспортного коридора в Европу, который является интересной альтернативой традиционному пути через Южно-Китайское море, немаловажно участие в разработке природных ресурсов региона (так, Китай уже вложил значительные средства в разработку месторождений углеводородного сырья на Ямале) и получение технологий строительства ледоколов.

В Пекине рассматривается возможность в перспективе производить сжиженный природный газ на Ямале и непосредственно оттуда доставлять его морем в Китай.

Немаловажным становится Северный Ледовитый океан и для обеспечения безопасности и обороноспособности КНР. В годы холодной войны его акватория патрулировалась атомными подводными ракетоносцами СССР и США, теперь, с непрекращающимся усилением стратегического противостояния между Китаем и Америкой, ВМС КНР тоже должны быть готовы к действиям в Арктике. Кроме того, совместная работа в условиях низких температур позволит Китаю в дальнейшем эффективно работать и в антарктических морях, осваивая не только Северный полюс, но и Южный. 

Растущий интерес Китая к Арктике прокомментировал академик РАН, председатель научного совета РАН по геологии и разработке нефтяных и газовых месторождений Алексей Конторович:

"У КитаядляАрктики, какиумногихдругихстран, неттехнологий, ихнужносоздавать. НовКитае, вотличиеотРоссии, оченьхорошофинансируетсянаука. Создаютсяпредприятия, реализующиенаучныеразработки. Китай - этострана, семимильнымишагамиидущаякнаучномупрогрессу, чего, ксожалению, пронассказатьнельзя. Унасестьмозги, нопринынешнемотношенииМинфинакфинансированиюнаучныхразработокпоостаточномупринципу, мызадачнерешим, вотличиеотКитая. ВАрктикеможнодружитьсовсеми, нонужнобытьсамодостаточнымиинезависимыми. СейчасзасчеткитайскихинвестицийреконструируетсяпортАрхангельск, ноктобудетхозяиноминфраструктуры? ЕслиКитайвложилсилыисредства, тоонневкачествеподаркаэтосделал, онполучиткакие-топрава, нонельзя, чтобывроссийскомпортудиктовалаусловиякитайскаякомпания.  КитаюАрктикаинтереснакакисточникприродныхресурсов, онихотятприсоединитьсякосвоениюресурсов. ОборонныезадачивАрктикеКитаюрешатьненужнохотябыпотому, чтосКитаемниктовоеватьнебудет".

Павел Мартынов


РИА Накануне.RU

Новое